Официальная информация

16 июня 2017 пятница

Итоговый документ публичных слушаний по годовому отчету об исполнении краевого бюджета за 2016 год

Организационным комитетом по подготовке и проведению публичных слушаний по годовому отчету об исполнении краевого бюджета за 2016 год утвержден итоговый документ публичных слушаний.

Итоговый документ публичных слушаний

Публичные слушания назначены распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 мая 2017 года № 129-р

Тема публичных слушаний: "Годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2016 год"

Дата, время и место проведения: 5 июня 2017 года, 14-00, г. Краснодар, ул. Красная, 5

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

1. Исполнение краевого бюджета по доходам.

2. Исполнение краевого бюджета по основным направлениям расходов.

п/п

Предложение

(рекомендация)

Аргументация

Автор

1

Повысить степень обоснованности документов экономического и бюджетного планирования и их согласованности на кратко-, средне- и долгосрочном временных горизонтах

В кризисный период принципы долгосрочной политики, в том числе в бюджетной сфере, как правило, вытесняются практикой принятия краткосрочных решений. Возникший при этом разрыв между стратегическими, текущими и оперативными целями экономической политики начинает оказывать негативное воздействие на бюджетный процесс и обусловливает возникновение дополнительных трудностей в реализации этих целей.

Действующие в настоящее время в сфере планирования документы (Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, Бюджетный прогноз Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года, Программа социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 – 2017 годы, Налоговый паспорт Краснодарского края) не согласованы по количественным параметрам.

Имеет место отклонение от утвержденных годовых значений фактического исполнения доходов и расходов краевого бюджета. Не в полном объеме исполнены предусмотренные уточненными бюджетными назначениями показатели объемов поступлений по ряду налоговых доходов и использованы не все имевшиеся резервы дополнительных поступлений в бюджет.

Бюджетная стратегия должна опираться на концепцию долгосрочного развития и актуальный прогноз социально-экономического развития, а также содержать описание вектора структурных изменений в бюджетно-налоговой политике и основных действий финансовых властей, необходимых для достижения перспективных целей развития

Л.Л. Игонина, заведующая

кафедрой "Экономика и финансы" Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации", доктор экономических наук, профессор

2

Продолжить работу по повы­шению качества администрирования налоговых доходов на основе комплексного анализа факторов, обусловивших рост недоимки по отдельным налогам

Совокупная задолженность консолидированного бюджета Краснодарского края в бюджетную систему Российской Федерации (включая пени и налоговые санкции) за 2016 год по данным Федеральной налоговой службы уменьшилась на 1 357,7 млн рублей. Однако, по отдельным налогам (акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых) задолженность возросла на 154,5 млн рублей. Рост недоимки по этим налогам продолжился и в 2017 году

3

Обеспечить повышение поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), в том числе за счет легализации налоговой базы, трудовых отношений и активизации работы с налоговыми агентами, допускающими выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и несвоевременные платежи по НДФЛ

Не задействованы в полной мере резервы поступлений по НДФЛ, имеющиеся в организациях отраслей, применяющих труд сезонных работников (сельское хозяйство, строительство, курортная отрасль), а также связанные с привлечением к налогообложению граждан, в том числе иностранных. В частности, по данным Управления по вопросам миграции патенты на осуществление трудовой деятельности получили менее трети граждан, поставленных на миграционный учет

4

Совершенствовать механизмы формирования параметров бюджета, основывающихся на программном финансировании, на основе установления приоритетных направлений финансирования, обоснования уровня условно неснижаемых расходов, учета рисков изменения экономической конъюнктуры

Исполнение государственных программ Краснодарского края к уточненной сводной бюджетной росписи составило 96,8 %, прежде всего, за счет программ "Развитие топливно-энергетического комплекса" (56,8 %), "Обеспечение участия Краснодарского края в подготовке и проведении Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" (81,7 %), "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (88%), "Информационное общество Кубани" (89,0 %), "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" (92,9 %), "Доступная среда" (93,2 %)

5

Повысить точность плановых заданий по мобилизации доходов краевого бюджета и усилить контроль за полным и своевременным исполнением принятых расходных обязательств

В 2016 году доходы краевого бюджета составили 196,9 млрд рублей, или 103,4 % от планового задания, дополнительно получено 6,8 млрд рублей (форма 0503317). Расходы краевого бюджета составили 201,5 млрд рублей, или 96,8 %. Не исполнены принятые расходные обязательства на общую сумму 6,7 млрд рублей.

Положительный момент – краевой бюджет исполнен с профицитом в сумме 2,1 млрд рублей. При том, что Законом о краевом бюджете предусмотрен дефицит, в сумме 10,4 млрд рублей (ожидаемое исполнение).

Отрицательные моменты – краевая адресная инвестиционная программа в 2016 году выполнена на 75 %. Профинансировано 6,5 млрд рублей против утвержденных 8,4 млрд рублей.

Министерство строительства Краснодарского края профинансировало капитальные вложения только 73 % от принятых обязательств, министерство топливно-энергетического комплекса Краснодарского края профинансировало капитальные вложения на 40,8 % от принятых обязательств, министерство природных ресурсов Краснодарского края – на 29,7 %.

Мероприятия государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса" профинансированы на 56,8%, расходы составили 276,7 млн рублей.

Мероприятия государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" профинансированы на 74,4 %, расходы составили 1 480,3 млн рублей и др. примеры

И.В. Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

6

Экономить средства краевого бюджета и направлять их на погашение государственного долга Краснодарского края.

Для этого рассмотреть возможность сокращения финансирования программных мероприятий в рамках государственных программ Краснодарского края, по которым не предусмотрены конкретные количественные и качественные целевые индикаторы, что позволит оптимизировать расходы краевого бюджета

В крае принимается комплекс мер по управлению государственным долгом. Разработаны и реализуются:

долговая политика Краснодарского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;

Программа повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года и план мероприятий по ее реализации;

План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Краснодарского края и план мероприятий по сокращению государственного долга Краснодарского края.

Однако государственный долг Краснодарского края продолжает ежегодно увеличиваться. За год он увеличился на 4,7 млрд рублей и составил 150,0 млрд рублей.

На обслуживание госдолга края потрачено 7,0 млрд рублей, или 4 % от общего объема расходов краевого бюджета.

Такие расходы ограничивают возможности края по социально-экономическому развитию территории (пороговое значение 15 %)

7

Во взаимодействии с отраслевыми министерствами и департаментами изучить причины возникновения и принять меры по снижению просроченной дебиторской задолженности краевого бюджета

Согласно отчетным данным просроченная дебиторская задолженность краевого бюджета по состоянию на 01.01.2017 составила 12,86 млрд рублей, из них задолженность по налогам и сборам – 12,7 млрд рублей.

Взыскание в бюджет налоговых и неналоговых доходов позволит мобилизовать дополнительные средства и направить их на решение социально-значимых вопросов

8

Привлекать внебюджетные источники для финансирования публично-значимых проектов за счет активизации государственно-частного и муниципально-частного партнерства

Государственно-частное партнерство – это инновационное явление, которое свидетельствует о социально-ответственном поведении бизнеса, социальной направленности его развития, ориентированности на выполнение социально значимых задач и сотрудничество в этом направлении с государственной властью.

За прошедший период времени рейтинг Краснодарского края по уровню развития государственно-частного партнерства существенно (более чем в два раза) ухудшился: в 2015 году Краснодарский край занимал 17-е место, а в 2016 переместился на 46-е место.

Полагаем необходимым активизировать развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства, подтверждающего социально-ответственное поведение бизнеса, что позволит привлекать дополнительные внебюджетные источники для финансирования публично-значимых проектов, реализовывать законодательные инициативы как важного механизма привлечения частных инвестиций

Е.А. Бочкарева, заведующая кафедрой административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, доцент

9

Продолжить реализацию системы мер по финансированию государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Краснодарском крае (далее – НКО).

Рассмотреть вопрос об увеличении финансирования НКО, что будет способствовать созданию условий для выхода социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок оказания социальных услуг населению, развитию конкуренции и повышению качества оказываемых гражданам услуг

В ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу увеличить финансовую поддержку деятельности НКО, а также обеспечить условия для выхода социально ориентированных НКО на рынок оказания социальных услуг населению.

27 октября 2016 года Правительство Российской Федерации утвердило перечень социальных услуг, которые могут оказывать НКО, а также критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг. Внимание федеральных органов власти и руководства страны к оказанию поддержки НКО имеет своей целью развитие здоровой конкуренции, повышение качества оказываемых гражданам услуг. Принимаемые на федеральном уровне меры по развитию некоммерческого сектора должны подкрепляться адекватными мерами на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе – в области финансовой поддержки деятельности социально ориентированных НКО.

В 2016 году в конкурсах администрации Краснодарского края на получение субсидий (грантов) приняли участие 77 социально ориентированных НКО из муниципальных образований края. Общая сумма запрашиваемых средств из краевого бюджета составила более 58 млн рублей. Однако финансирование в объеме 16 млн 668 тыс. по результатам конкурсов смогли получить только 20 НКО

10

Создать правовую основу для проведения оценки эффективности расходов бюджета, определить методологию разработки и утверждения критериев эффективности расходов бюджета, а именно: разработать и принять Закон Краснодарского края "Об основах оценки эффективности осуществления расходов бюджета Краснодарского края", в котором закрепить понятие эффективности использования расходов бюджета, а также систему целевых показателей (критериев), применяемых для оценки эффективности расходов бюджета и оценки эффективности государственных программ

Повышение эффективности бюджетных расходов – одно из направлений бюджетной политики Краснодарского края. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Переход формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на программный метод предполагает использование показателей и индикаторов, по которым можно оценить эффективность расходов бюджета и целей государственных программ, произведенных на финансирование государственных программ. Это приведет в свою очередь, к возможности проведения оценки эффективности государственных программ.

Критерий эффективности – целевой показатель, выраженный в процентном или количественном отношении, применяемый для оценки эффективности расходов бюджета и утверждаемый органом исполнительной власти субъекта федерации. На основании подсчета суммы показателей или критериев расходы регионального бюджета могут быть оценены с точки зрения их эффективного/неэффективного использования

11

Рассмотреть вопрос по включению мероприятий по вакцинации детей от 2-х до 5 лет от пневмококковой инфекции по эпидпоказаниям в го-сударственную программу Краснодарского края "Развитие здравоохранения".

Выделить бюджетные ассигнования на указанные цели в краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в объеме порядка 100 млн рублей, а также учесть финансовое обеспечение при рассмотрении проекта краевого бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий, в интересах детей на 2012 – 2017 годы, Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 мая 2017 года № 240 2018–2027 годы объявлены "Десятилетием детства".

Принятие нового нормативного акта говорит о том, что укрепление здоровья детей и подростков по-прежнему остается приоритетом государственной политики Российской Федерации. Особенно важным в этом направлении является профилактика, а именно защита детей от пневмококковой инфекции, с помощью иммунизации. Пневмококковая инфекция является одной из основных причин высокой заболеваемости, инвалидизации и детской смертности во всем мире и в России. Именно поэтому в 2014 году внесены изменения и дополнения в национальный календарь прививок. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.14 № 125н с 2014 года в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям введена иммунизация против пневмококковой инфекции, и одной из категорий граждан, подлежащих иммунизации, являются дети от 2-х-до 5 лет.

В Краснодарском крае в 2015 году детей этого возраста около 250 тыс. человек (Бюллетень 2015 год – Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2015 года). Охват вакцинацией этой возрастной когорты составляет около 3 % (По данным Форма № 6 Роспотребнадзора). Ситуация в городе Краснодаре несколько лучше, чем в крае. Недостаточный охват связан с различными причинами, в том числе и с имеющимися проблемами в финансировании здравоохранения. Следует подчеркнуть, что невакцинированные дети чаще болеют пневмониями и отитам, так в Краснодарском крае отмечается рост числа этих заболеваний. Так по данным Формы 2, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", число случаев внебольничных пневмоний в 2015 году у детей 3–6 лет (включительно), составила 934, в 2016 – 1866 случаев. Число острых средних отитов за 2015 год составило 18 230 случаев у детей в возрасте 0–14 лет (данные Общей заболеваемости детского населения России (0–14 лет) в 2015 году, подготовленные Департаментом мониторинга, анализа, и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ "ЦНИИ организации и информатизации населения" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Кроме этого, низкий охват вакцинацией, препятствует формированию популяционного иммунитета.

Краснодарский край является одним из передовых в Российской Федерации в части организации медицинской помощи детям. На территории края инициированы и реализуются краевые целевые программы "Развитие здравоохранения", "Дети Кубани". Вместе с тем, вакцинопрофилактика в крае от пневмококковой инфекции для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет осуществляется не в полной мере. Выделение дополнительных средств из бюджета края позволит обеспечить доступность иммунизации для данной возрастной категории детей и сделать еще один большой шаг в оптимизации оказания медицинской помощи детям в Краснодарском крае, что полностью согласуется с приоритетами Правительства Российской Федерации в сфере здравоохранения

Л.А. Васильева, председатель Правления Краснодарского регионального отделения Общероссийского благотворительного фонда "Российский детский фонд"

12

Включить в проект бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов финансовое обеспечение доступной среды культуры и искусства в одной строящейся школе и одном детском саду. Общий объём финансирования – 750 тыс. рублей

В Краснодарском крае реализуется государственная программа "Доступная среда". За годы ее выполнения в государственных и образовательных учреждениях многое сделано для обеспечения архитектурно-планировочной безбарьерной среды.

Доступная среда это ещё и доступность к культуре и искусству. Так, в недавнем прошлом в каждой школе размещались произведения изобразительного искусства. Сегодня в школах и детских садах, даже в строящихся, обеспечение доступной среды культуры по-прежнему выпадает из внимания, не предусматривается планами финансового обеспечения.

Необходимо возрождение традиций приобщения детей к культуре и искусству. Формирование цивилизованной доступной среды необходимо начинать с детских садов, которые строятся и будут сдаваться в ближайшее время. Это может быть художественная роспись на стенах, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства (картина, гобелен, стеллажи для игрушек, расписанные в стиле народных промыслов России) в игровых и спальных комнатах.

В школах формой создания доступной среды может быть создание галерей из гравюр (20–25 оригиналов произведений станковой графики), отражающих страницы истории и культуры Кубани, представляющих изучаемое кубановедение в художественных образах. Как это может выглядеть, любой желающий имеет возможность увидеть в холле ректората и выставочном зале Кубанского государственного университета – вузе, в котором это уже воплощено в жизнь, а задачи обновления и тематического разнообразия решаются на постоянной основе силами студентов и преподавателей художественно-графического факультета. Художественный и профессиональный уровень многих из представленных произведений подтвержден победами на всероссийских и международных конкурсах.

Доступная среда культуры и искусства должна стать частью жизненного пространства наших детей, которое формирует их ценностные ориентиры, формирует культуру подрастающего поколения. Предлагаемое решение потребует минимальных затрат, если будет подключен потенциал наших ВУЗов, в которых готовят художников-педагогов. Студенты и преподаватели смогут связать воедино задачи образования, эстетического воспитания и развития средствами изобразительного искусства

П.Б. Снаксарев, председатель Совета Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов "Содружество"

Председатель оргкомитета С.В. Максименко

Секретарь оргкомитета Е.С. Лось