Казачество в нормативных правовых актах РФ и Краснодарского края

Постановление главы администрации (губернатор) Краснодарского края «Об утверждении концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества»

     В целях эффективного использования историко-культурных традиций кубанского казачества в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Краснодарского края постановляю:
     1. Утвердить Концепцию развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества (далее - Концепция) (прилагается).
     2. Департаменту образования и науки Краснодарского края (Хлопова) организовать мониторинг развития образования в образовательных учреждениях, классах и группах казачьей направленности с учетом Концепции.
     3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края организовать разработку и принятие муниципальных целевых программ, направленных на реализацию Концепции.
     4. Рекомендовать Кубанскому войсковому казачьему обществу (Долуда) организовать системное сотрудничество казачьих обществ, входящих в его состав, с образовательными учреждениями Краснодарского края.
     5. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, управляющего делами Н.А. Долуду.
     7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
    
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
    
    
    
    
    
Приложение

Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 9 июля 2008 г. N 644
    
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО, НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО
КАЗАЧЕСТВА
    
     Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на государственную политику Краснодарского края в сфере образования, которая опирается на историко-культурные традиции кубанского казачества.
     Концепция реализуется путем согласованной деятельности департамента по делам казачества администрации Краснодарского края, департамента образования и науки Краснодарского края, департамента культуры Краснодарского края, департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края, муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений Краснодарского края, Кубанского войскового казачьего общества (далее - Кубанское казачье войско), направленной на патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Краснодарского края, опирающееся на культурно-национальные особенности и духовно-нравственные традиции кубанского казачества, в рамках образовательных учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образования.
     Исходным пунктом в выработке стратегического направления реализации данной Концепции являются положения статьи 2 Устава Краснодарского края: "Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края.".
     Правовую основу настоящей Концепции составляют следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов", Устав Краснодарского края, Закон Краснодарского края от 9 октября 1995 года N 15-КЗ "О реабилитации кубанского казачества", Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 года N 1264-КЗ "О государственной политике в сфере сохранения традиционной народной культуры в Краснодарском крае", Концепция патриотического воспитания населения Краснодарского края, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19 июня 2006 года N 2320-П, постановление главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года N 799 "Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края", постановление главы администрации Краснодарского края от 18 апреля 2001 года N 300 "О подготовке к военной службе и военно-патриотическом воспитании молодежи края".
    
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения путем выработки и принятия Концепции развития
общего, начального профессионального и дополнительного
образования на основе историко-культурных
традиций кубанского казачества

     Кардинальные политические и социально-экономические изменения в Российской Федерации, произошедшие за последние десятилетия, обусловили и предопределили необходимость качественной и структурной переоценки состояния и содержания образования на всех ступенях и направлениях деятельности современных образовательных учреждений. От того, чему и как сегодня учат и воспитывают детей в системе образовательных учреждений, во многом зависит внутреннее и внешнее благополучие и прогресс нашего общества.
     Многие постперестроечные проекты в большинстве своем не дали желаемого результата. В настоящее время предпринимаются значительные усилия для достижения не только успехов в отдельных областях и отраслях социально-экономического развития общества и государства. Идет реализация приоритетных национальных направлений - беспрецедентный шаг по достижению системных изменений, в том числе в области образовательной политики. Рост экономики, успехи на экономическом и политическом поприще как внутри страны, так и на международном уровне немыслимы без решения главного вопроса - воспитания морально и нравственно устойчивого гражданина, способного осознать, принять и поддержать деятельность государства, направленную на укрепление его мощи. Это невозможно без здорового, образованного молодого поколения, обладающего высокими моральными качествами, знающего свою историю и гордящегося ею.
     В настоящее время налицо факт деградации духовных, нравственных ценностей. Итогом стало значительное "омоложение" преступности, вовлечение подростков в новые сферы криминальной деятельности - детскую проституцию, торговлю наркотиками и другие. Для преодоления нравственного кризиса среди молодежи, которая является неотъемлемой частью нашего общества, необходим целый комплекс средств традиционной и народной педагогики (этнопедагогики). На первом месте в этом направлении стоит гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей, молодежи и населения в целом. В противном случае все экономические и политические достижения не будут иметь смысла.
     Гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию населения в Краснодарском крае большое внимание уделяют администрация и Законодательное Собрание Краснодарского края, общественные и ветеранские организации. Важная роль в этой работе принадлежит учебным заведениям: общеобразовательным школам, учреждениям дополнительного образования, учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования. Значительное место в патриотическом, духовно-нравственном воспитании населения края принадлежит Кубанскому казачьему войску.
    
II. Цель, принципы и условия реализации Концепции
    
     Настоящая Концепция разработана с целью определения стратегических задач и приоритетных направлений работы по развитию системы образования в классах и группах казачьей направленности путем создания региональной практико-ориентированной модели образования, опирающейся на историко-культурные традиции кубанского казачества.
     Под системой образования в классах и группах казачьей направленности понимается реализация целенаправленного и комплексного подхода к образованию в классах и группах казачьей направленности. Специфика создаваемой региональной практико-ориентированной модели образования заключается в этнокультурном компоненте содержания образования, применении педагогических традиций кубанского казачества в технологическом плане, максимальном использовании воспитательного потенциала как учебной, так и внеучебной деятельности, способствующего формированию и развитию интеллектуальных, духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств образованной и социально-активной личности. Создание данной модели будет способствовать ведению системной работы в образовательных учреждениях общего, начального профессионального и дополнительного образования по воспитанию, обучению и развитию учащихся на основе ценностей традиционной культуры кубанского казачества.
     Методологические принципы Концепции:
     1) программно-целевой подход, обеспечивающий единую систему осуществления комплексной деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, казачьих обществ Кубанского казачьего войска, образовательных учреждений;
     2) преемственность и интегративность общего, дополнительного и начального профессионального образования;
     3) преемственность научной и народной педагогики (этнопедагогики); классы и группы казачьей направленности могут и должны развиваться в исторически сложившейся в России системе образования, развивающей традиционные для России педагогические методы и приемы; в выборе содержания образования, методов обучения необходимо использовать не только знание общих научных дидактических методов, но и опыт, методы народной педагогики, в том числе и системы воспитания, основанной на историко-культурных традициях кубанского казачества;
     4) природосообразность воспитания, предполагающая обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;
     5) культуросообразность воспитания, предполагающая опору в воспитательном процессе на традиционные, в том числе и духовно-нравственные, особенности кубанского казачества, его культуру, обрядность;
     6) доминанта (преобладание) деятельностного подхода в реализации концепции;
     7) гласность, то есть мобильное информирование об аспектах реализации концепции как участников, так и социума;
     8) принцип взаимозависимости и единства духовного и физического воспитания учащихся;
     9) традиционная культура и этнопедагогика кубанского казачества как основа воспитания учащихся классов и групп казачьей направленности;
     10) личностный подход в воспитании;
     11) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;
     12) использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в развитии личности учащегося.
     Условия реализации Концепции:
     1) создание и совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы в сфере образования, опирающегося на историко-культурные традиции кубанского казачества;
     2) активизация деятельности средств массовой информации в освещении и пропаганде развития системы образования в классах и группах казачьей направленности;
     3) разработка краевых и муниципальных целевых программ, направленных на развитие образовательных учреждений, классов и групп казачьей направленности;
     4) обеспечение непрерывного характера воспитательного воздействия на участников образовательного процесса всех уровней;
     5) определение приоритетных направлений работы по созданию региональной практико-ориентированной модели образования в классах и группах казачьей направленности, опирающейся на историко-культурные традиции кубанского казачества;
     6) совершенствование системы подготовки специалистов по работе с учащимися классов и групп казачьей направленности;
     7) целенаправленное и систематическое финансирование расходов, связанных с реализацией настоящей Концепции.
    
III. Ситуация развития системы классов и групп
казачьей направленности в Краснодарском крае к 2008 году

1. Исторический аспект

     Кубанская школа всегда опиралась на традиции кубанского казачества. В 1821 году в войсковой гимназии, директором которой был знаменитый просветитель Кубани К.В. Российский, открылся класс военных наук, преподавание которых считалось необходимым для молодых казаков, таким образом, главное назначение казачества - защищать Отечество. Важнейшую облагораживающую и гармонизирующую силу К.В. Российский видел в православии, подчеркивал его влияние на формирование гражданско-патриотических и нравственных качеств личности.
     В начале XX века воспитание идеалов патриотизма, долга, высокого предназначения казачества получило особое звучание в практике станичных школ Кубани благодаря изданию учебника А.П. Певнева "Кубанские казаки", "Сборника материалов к казачьей хрестоматии Кубанского войска" П.П. Орлова и других учебных книг. В указанный период шла активная и плодотворная работа по поиску методов, средств, форм обучения и воспитания в первую очередь мальчиков, их физического развития, формирования жизненно важных навыков и, что самое главное, качеств характера настоящего казака - мужественного, сильного, стойко переносящего тяготы военной службы и гордящегося своим высоким предназначением защитника Отечества. Методика воспитательной работы активно обогащалась за счет использования таких форм, как военно-прикладные игры, встречи с бывалыми казаками, чтение и обсуждение художественных произведений о казачестве и других.
     Возрождение казачества на Кубани в 90-е годы XX века обусловило необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. В целях возрождения казачества на Кубани в 1994 году была создана одна из первых в стране кадетская школа-интернат "Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча". Позднее повсеместно в городах и районах края стали создаваться классы и группы казачьей направленности в целях воспитания юных кубанцев на основе историко-культурных традиций казачества, подготовки юношей к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
    
2. Динамика развития сети образовательных учреждений,
имеющих классы и группы казачьей направленности
    
     С 2000 года наблюдается рост сети учреждений с классами и группами казачьей направленности: по сравнению с 2000 годом количество образовательных учреждений, в которых созданы казачьи классы и группы, увеличилось к 2007 - 2008 учебному году в 24 раза и составило 221 учреждение (в 2000 году их было 9), в том числе 211 общеобразовательных школ, 8 учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОд) и 2 учреждения начального профессионального образования.
     Всего в 2007 - 2008 учебном году на базе 221 образовательного учреждения открыто 614 классов и групп казачьей направленности, в том числе 375 классов и 226 межклассных или межвозрастных групп, созданных как на базе школ, так и на базе УДОд, и 13 групп, созданных в учреждениях начального профессионального образования.
     Тенденция увеличения как образовательных учреждений, так и классов и групп казачьей направленности влечет за собой рост численности учащихся. В 2007 - 2008 учебном году в классах и группах насчитывается 11584 воспитанника, что в 24 раза больше по сравнению с 2000 годом. Только за последние три года численность учащихся образовательных учреждений удвоилась.
    
3. Гендерный состав обучающихся
в классах и группах казачьей направленности
    
     Из 11,5 тысячи школьников казачьих классов и групп 6723 человека -мальчики (58%), а 4861 - девочки (42%). Это свидетельствует о том, что наряду с традиционными однополыми мальчишескими коллективами (27 классов и групп - 5% от общего количества) получили развитие смешанные разнополые классы и группы.
    
4. Педагогические кадры образовательных учреждений,
имеющих классы и группы казачьей направленности
    
     Общая численность педагогов, работающих в классах (группах) казачьей направленности, включая учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей, составляет 1645 человек. Основную часть педагогов - 1248 человек (76%) составляют женщины. Очевидна необходимость привлечения к работе в классах и группах казачьей направленности педагогов-мужчин.
    
5. Организационные модели деятельности
классов и групп казачьей направленности
    
     К концу 2007 года в крае сложилась вариативная система организации образования на основе историко-культурных ценностей кубанского казачества, состоящая из 7 основных организационных моделей:
     1. Класс казачьей направленности в общеобразовательной школе.
     2. Одновозрастная межклассная группа казачьей направленности в общеобразовательной школе (объединение детей одной параллели).
     3. Разновозрастная группа казачьей направленности в общеобразовательной школе (объединение детей разных параллелей).
     4. Одновозрастная группа казачьей направленности на базе УДОд.
     5. Разновозрастная группа казачьей направленности на базе УДОд.
     6. Кадетская школа (школа-интернат).
     7. Группа казачьей направленности в учреждении начального профессионального образования.
    
6. Финансирование деятельности
классов и групп казачьей направленности
    
     К 2008 году сформировались различные схемы финансовой поддержки существования классов и групп казачьей направленности:
     1. Из средств краевого бюджета в рамках факультативных, групповых занятий учебного плана и сохранения в штате школы педагогов дополнительного образования.
     2. Из средств муниципального бюджета, выделяемых на оплату труда педагогов дополнительного образования как в УДОд, так и в казачьих классах общеобразовательных школ.
     3. Смешанная схема финансирования из бюджетов двух уровней, при которой преподавание части спецкурсов оплачивается по первой схеме, части - по второй.
     Кроме того, в нескольких муниципальных образованиях Краснодарского края статьи расходов, связанные с деятельностью классов и групп казачьей направленности, финансируются в рамках целевых муниципальных программ:
     1) финансирование на оплату труда педагогов дополнительного образования;
     2) развитие сети казачьих образовательных учреждений и классов;
     3) организация дополнительного питания;
     4) приобретение формы;
     5) проведение внеклассных мероприятий, военно-полевых сборов, экскурсий по местам боевой славы;
     6) приобретение оборудования, тренировочного инвентаря, учебных, учебно-методических, наглядных пособий;
     7) организация летних профильных казачьих смен;
     8) создание групп казачьей направленности на базе клубов по месту жительства;
     9) создание музейных комнат истории казачества, оформление музея казачества.
    
7. Преемственность образования на разных ступенях
    
     Уже давно образование с региональным компонентом на Кубани вышло за рамки работы с детьми школьного возраста. Постепенно выстраивается преемственная линия образовательных учреждений, способных познакомить ребят с культурой и традициями родного края, дать знания по его истории, воспитывать на примерах жизни казаков дошкольников, школьников и молодых людей, выбирающих профессии рабочих и служащих.
     Дошкольный детский возраст - сензитивный период для пробуждения интереса ребенка к родному краю, малой родине. В этот период в рамках дошкольного образования Кубани в 1466 детских садах изучается природа родного края, его достопримечательности, на занятиях воспитатели рассказывают о знаменитых земляках.
     Мотивы декоративно-прикладного искусства кубанского казачества присутствуют в оформлении интерьеров детских садов, созданы уголки казачьего быта, в которых дети знакомятся с элементами казачьего костюма, особенностями кубанского говора, народными праздниками и обрядами.
     Следующим этапом образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества является общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования детей, где введен ряд региональных предметов и курсов казачьей направленности.
     С 2002 года группы казачьей направленности действуют и в учреждениях начального профессионального образования. Основное содержание реализуется в преподавании военного дела, истории кубанского казачества, строевой подготовки. Во внеурочное время учащиеся посещают факультативы по культуре и искусству кубанского казачества, занимаются в патриотических клубах и спортивных секциях.
    
8. Взаимодействие образовательных учреждений,
имеющих классы и группы казачьей направленности,
с другими участниками образовательного процесса
    
     Наиболее эффективно складывается работа в тех образовательных учреждениях, где состоялось сотрудничество с районными казачьими обществами. В ряде муниципальных образований классы и группы казачьей направленности получают поддержку и сотрудничают с учреждениями культуры, с военкоматами, воинскими частями, с учреждениями спорта и представителями органов внутренних дел. Социальное взаимодействие образовательных учреждений расширяется за счет сотрудничества с общественными организациями различной социокультурной и гражданско-патриотической направленности. Это помогает строить работу на новом качественном уровне.
    
9. Актуальные проблемы развития системы классов
и групп казачьей направленности
    
     Изучение ситуации развития образовательной системы позволяет говорить о наличии необходимых предпосылок для дальнейшего развития сети классов и групп казачьей направленности. Вместе с тем существует необходимость в решении ряда проблем, к наиболее актуальным из которых можно отнести:
     1) определение цели, задач, основного содержания, прогнозируемых результатов образовательного процесса в классах и группах казачьей направленности;
     2) нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений, классов и групп казачьей направленности;
     3) профессиональную компетентность учителей-предметников, воспитателей, педагогов-организаторов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения, преподавателей, работающих в классах и группах казачьей направленности;
     4) обеспеченность учащихся учебниками, учебными пособиями по изучаемым региональным предметам и курсам казачьей направленности;
     5) обеспечение педагогов образовательными программами, учебно-методическими пособиями, научными и справочными изданиями;
     6) оснащенность образовательных учреждений современным учебным оборудованием и средствами обучения (мультимедийная техника, компьютеры, наглядные пособия и другое);
     7) эффективное взаимодействие образовательных учреждений с казачьими обществами на основе совместной деятельности в рамках государственно-общественного управления;
     8) диагностико-аналитическое сопровождение выявления проблем воспитания, обучения и социализации личности в условиях образовательных учреждений.
    
IV. Основные направления реализации Концепции
    
     Основной целью создания региональной практико-ориентированной модели образования в классах и группах казачьей направленности, опирающейся на историко-культурные и духовно-нравственные традиции кубанского казачества, является организация системной работы в образовательных учреждениях общего, начального профессионального и дополнительного образования по воспитанию, обучению и развитию учащихся на основе ценностей традиционной культуры кубанского казачества.
     Для достижения вышеуказанной цели необходимо развивать следующие направления реализации настоящей Концепции:
    
1. Совершенствование нормативно-правовой
базы и механизмов развития системы образования
в классах и группах казачьей направленности
    
     Приоритетными мерами реализации данного направления являются:
     1) разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих эффективность функционирования системы образования в классах и группах казачьей направленности на региональном и муниципальном уровнях;
     2) популяризация через средства массовой информации деятельности по организации образовательного процесса в классах и группах казачьей направленности, основанного на историко-культурных традициях кубанского казачества.
    
2. Оптимизация содержания и организации обучения
    
     С учетом возрастных особенностей учащихся содержание образования выстраивается в разных вариантах:
     В начальной школе:
     основы православной культуры;
     кубановедение.
     Учитывая специфику казачьих классов, учителям начальной школы рекомендуется перераспределить количество часов внутри программы по кубановедению с целью увеличения количества часов на изучение тем, связанных с историей и традициями кубанского казачества. Углублению изучения истории и традиций кубанского казачества должна способствовать и внеклассная работа - утренники, праздники, конкурсы, ярмарки, экскурсии, спортивные соревнования и другие мероприятия, содержащие элементы казачьей культуры. В начальной школе необходимо осуществление знакомства и приобщения к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города. Это позволит зародить любовь к родной земле и гордость за принадлежность к казачьему роду;
     в основной школе:
     кубановедение;
     основы православной культуры;
     история кубанского казачества;
     традиции кубанского казачества (декоративно-прикладное творчество, фольклор);
     курсы военно-спортивной направленности, в том числе традиционная физическая культура кубанского казачества.
     В 5 - 9 классах необходимо продолжить формирование личности патриота не только через пассивную передачу знаний, но и через активное участие школьников в проектировочной, игровой, исследовательской, спортивной деятельности.
     В средней школе - профилизация обучения в рамках оборонно-спортивного профиля. Базисный учебный план 2004 года позволяет в старших классах увеличить количество часов на изучение таких предметов, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, и наполнить содержание образования курсами "Рукопашный бой", "Строевая подготовка", "Основы конной верховой езды и джигитовки" и другими. Казачью составляющую целесообразно усилить в предметах "кубановедение", "основы православной культуры", "история", "обществознание", организуя проектно-исследовательскую деятельность учащихся. В старшей школе необходимо завершить формирование гражданского сознания выпускника-гражданина России и патриота Кубани, имеющего социально значимую позитивную жизненную активность, умеющего самостоятельно делать выбор, принимать решения, нести ответственность, готового к действенному служению Отечеству.
     В учреждениях начального профессионального образования - корректировка программ по общеобразовательным предметам, кубановедению, основам православной культуры и специальным дисциплинам по профессиональной подготовке с целью реализации казачьей направленности. Введение специальных курсов и факультативов, отражающих самобытность кубанского казачества, - "История кубанского казачества", "Культура кубанского казачества". Учебные сборы учащихся следует проводить с использованием этнокультурных традиций кубанского казачества.
     В системе начального профессионального образования необходимо осуществить формирование рабочего с высокой профессиональной культурой и ответственным отношением к труду, творчески усвоившего духовные ценности казачества, его культурно-исторические традиции.
    
3. Создание условий для повышения качества образования
    
     С целью создания необходимых условий для повышения качества образования предусматривается:
     1) обновление содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в классах и группах казачьей направленности;
     2) создание краевого научно-методического центра по вопросам организации образовательного процесса, основанного на историко-культурных традициях кубанского казачества;
     3) методическое сопровождение классов и групп казачьей направленности;
     4) организация базовых площадок по оптимизации содержания и структуры образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях казачьей направленности;
     5) регулярное проведение для учащихся региональных интеллектуальных и творческих конкурсов, олимпиад, спартакиад, соревнований, викторин, экскурсий, экспедиций, научно-практических конференций казачьей направленности;
     6) профилактика рисков асоциального поведения среди учащихся.
    
4. Создание условий для повышения профессиональной
компетентности педагогов, работающих в классах и
группах казачьей направленности
    
     Приоритетными мерами реализации данного направления являются:
     1) активизация и актуализация повышения квалификации педагогов, ведущих курсы казачьей направленности;
     2) организация и проведение профессиональных конкурсов, педагогических фестивалей, научно-практических конференций и других методических мероприятий;
     3) планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников;
     4) освещение в профессиональных периодических изданиях деятельности классов и групп казачьей направленности.
    
5. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
    
     Основные меры по реализации данного направления предусматривают:
     1) разработку и издание комплекса образовательных программ, учебной, научной, методической, справочной литературы для учащихся и педагогов;
     2) оснащение учебных кабинетов современным оборудованием и средствами обучения;
     3) строительство и оборудование спортивных сооружений (залов, площадок и других);
     4) обеспечение участников образовательного процесса единой формой установленного образца.
    
6. Формирование эффективных экономических отношений
    
     Важными элементами формирования эффективных экономических отношений являются:
     1) выделение средств из бюджетов соответствующих уровней на развитие системы классов и групп казачьей направленности;
     2) актуализация опыта многоканального финансирования;
     3) поддержка классов и групп казачьей направленности через реализацию краевых и муниципальных целевых программ на условиях софинансирования.
    
7. Управление развитием системы образования
в классах и группах казачьей направленности
    
     К числу первоочередных мер, направленных на развитие управления системы образования в классах и группах казачьей направленности, можно отнести:
     1) выявление и распространение эффективного опыта органов управления образованием по внедрению и сопровождению региональной практико-ориентированной модели образования, опирающейся на историко-культурные традиции кубанского казачества;
     2) разработку и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений, руководящих и педагогических работников, добившихся высоких результатов в работе по внедрению региональной практико-ориентированной модели образования, опирающейся на историко-культурные традиции кубанского казачества;
     3) организацию четкой системы межведомственной координации органов управления образованием, культуры, спорта, внутренних дел и военкоматов;
     4) формирование оптимальной модели социального партнерства образовательных учреждений, казачьих обществ Кубанского казачьего войска и общественных организаций по сопровождению деятельности классов и групп казачьей направленности;
     5) выявление тенденций развития системы общеобразовательных учреждений, классов и групп казачьей направленности, подготовку пакета исследовательских материалов, позволяющих определить результативность образовательного процесса.
    
     В рамках реализации настоящей Концепции:
     определяются основные направления реализации государственной политики в сфере развития образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества;
     устанавливаются дополнительные к предусмотренным федеральным и краевым законодательством виды и формы материальной и финансовой поддержки образовательных учреждений, имеющих классы и группы казачьей направленности и реализующих задачи, предусмотренные настоящей Концепцией;
     разрабатываются, утверждаются и реализуются краевые и муниципальные целевые программы, направленные на оказание поддержки образовательным учреждениям, имеющим классы и группы казачьей направленности;
     осуществляется мониторинг развития образования в классах и группах казачьей направленности, опирающегося на культурно-национальные особенности и духовно-нравственные традиции кубанского казачества;
     организуется и обеспечивается системное сотрудничество казачьих обществ Кубанского казачьего войска с образовательными учреждениями;
     осуществляется привлечение учащихся образовательных учреждений к участию в мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском.
    
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
    
     Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
     1) созданию современной законодательной базы, нормативного правового обеспечения, разработке механизмов развития системы образования в классах и группах казачьей направленности;
     2) созданию региональной практико-ориентированной модели образования в классах и группах казачьей направленности, опирающейся на историко-культурные традиции кубанского казачества;
     3) улучшению качественного состава и повышению квалификации педагогических и руководящих кадров системы образования в классах и группах казачьей направленности;
     4) функционированию системы образования в классах и группах казачьей направленности в режиме устойчивого развития;
     5) увеличению численности учащихся классов и групп казачьей направленности;
     6) развитию материально-технической базы образовательных учреждений, классов и групп казачьей направленности, в том числе обеспечению образовательного процесса современным оборудованием и средствами обучения;
     7) повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
     8) созданию четкой системы межведомственной координации органов управления образованием, культуры, спорта, внутренних дел и военкоматов;
     9) созданию оптимальной модели социального партнерства образовательных учреждений Краснодарского края, казачьих обществ Кубанского казачьего войска и общественных организаций по сопровождению деятельности классов и групп казачьей направленности;
     10) функционированию краевого научно-методического центра по вопросам организации образовательного процесса, основанного на историко-культурных традициях кубанского казачества.
    
Директор департамента
по делам казачества администрации
Краснодарского края
А.Т.МАРЧЕНКО

Руководитель
департамента образования и науки
Краснодарского края
Т.П.ХЛОПОВА